Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Пленарные заседания Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяПленарные заседания

Вячеслав Никонов: Минобрнауки впервые начало серьезно заниматься вопросами содержания образования

В среду, 27 сентября, министр образования и науки РФ Ольга Васильева впервые выступила в Госдуме в рамках «правительственного часа» с докладом Правительства о реализации государственной политики в сфере образования.

Выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председатель комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что фракции удалось наладить с новой главой ведомства конструктивные отношения. Он обозначил основные проблемы в сфере образования, над которыми Государственной Думе и Правительству предстоит работать в ближайшее время.

Никонов прокомментировал событие, которое сейчас обсуждает все научное сообщество – избрание Президента Российской академии наук (РАН).

«Несмотря на все страшилки, которые звучали от оппозиционных партий в отношении того, что предложенные нами поправки в закон были неправильными, выборы прошли исключительно демократично, с учетом мнений всех сторон и дали, на мой взгляд, очень хороший результат. Александр Михайлович Сергеев является одним из выдающихся ученых-физиков, хорошим организатором, представляет Нижегородскую область. Я думаю, что мы все сегодня имеем хорошие основания поздравить РАН с избранием нового Президента, поздравить Александра Михайловича и пожелать ему больших успехов в нашей совместной деятельности. Он педагог, профессор Нижегородского университета, хорошо знает проблемы образования, самой большой сферы нашей экономики, на самом деле, потому что каждый год 35 миллионов человек, больших и маленьких, переступают пороги учебных заведений, из них 30 миллионов садятся за парты, а 5 миллионов учат, и обеспечивают учебный процесс», - заявил Никонов.

По его словам, российское образование по-прежнему во многих рейтингах остается лучшим в мире, подтверждение этому мы видим и в продукции оборонного комплекса, и в превращении России в кибернетическую сверхдержаву.  

«Мы действительно опережаем все западные страны, к которым так стремились в образовательной сфере. Но, к сожалению, по многим показателям уступаем восточным странам, опыт которых явно недооценивали», - подчеркнул он.

Никонов отметил: «Надо сказать, что этот год не был потрачен зря. Были произведены очень серьезные изменения, которые во многом шли в русле предложений, содержащихся в предвыборной программе «ЕДИНОЙ РОССИИ», с которой мы шли на выборы в Госдуму. Действительно, образование больше не считается услугой, это, безусловно, общественное благо, совершенно иной акцент на педагогическое образование, прекратилось бездумное слияние вузов, увеличился экспорт образования. В целом, конечно, вся образовательная система задышала более свободно, надо сказать, мы видим это даже в стенах Госдумы, потому что предыдущие обсуждения состояния образования и науки с прежним руководством министерства очень часто превращались в подобие корриды. Сегодня обсуждение явно конструктивное, мы идем в русле общей политической линии», - считает Никонов.

Он сообщил, что в целях усиления мер парламентского контроля фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» предлагает дополнительно регламентировать положение о представлении Правительством Федеральному Собранию РФ ежегодного доклада о реализации единой государственной политики в сфере образования.

«Соответствующие законопроекты были внесены еще в предыдущей Государственной Думе Ириной Яровой, я думаю, сейчас самое время к ним вернуться. Доклад, который мы обсуждаем, доклад Правительства, это то, что было введено законом об образовании, но нам представляется, что сам факт обсуждения этого доклада на палате и порядок его обсуждения должно быть закреплено законом. Как я думаю, нам надо законом установить и предоставление не только доклада о состоянии образования, но и доклада о состоянии науки. Потому что здесь ситуация даже менее определена, количество источников, из которых мы вынуждены черпать сегодня эту информацию, совершенно не ограничено»,-  считает Никонов.

«Я хотел бы заметить, что это уже не первый доклад Правительства, и определенный прогресс мы видим, но это все еще не доклад Правительства, это все еще в значительной степени отчет о работе Министерства образования и науки, в то время как сфера образования – это сфера деятельности всего Правительства. Учебные заведения имеют многие министерства, и вообще образование – это нечто, что должно быть правительственной политикой, а не политикой только одного министерства», - продолжил он.

Говоря о ситуации на различных уровнях образования, Никонов напомнил, что в этом году прошло внедрение стандарта дошкольного образования.

«Мы испытываем проблемы, которые вызваны нашими демографическими успехами, побольше бы нам таких проблем. Практически решен вопрос обеспечения местами в детских садах детей в возрасте от трех до семи лет, но проблема детей до трех лет сейчас выдвигается на передний план. У нас только 33 субъекта, где эта обеспеченность более 90%, и семь субъектов, где обеспеченность менее 50%. Есть один субъект, где обеспеченность менее 20%, это Севастополь, здесь надо прилагать очень серьезные усилия», - обратил внимание депутат.

Важнейший проект – строительство школ, чтобы ликвидировать обучение в несколько смен. Сейчас строится больше школ, чем когда-либо в последние десятилетия, и это действительно отвечающие современным требованиям сооружения, отметил Никонов. «Вместе с тем, мы очень сильно отстаем от того графика, от тех наметок, от паспорта проекта, который были намечены в 2015 году. Недофинансирование, в том числе со стороны федерального бюджета, значительное, мы недофинансируем сейчас эту программу по сравнению с действующим распоряжением Правительства в разы. Поставленную цель – возможность обучения в одну смену – нам не удастся решить к 2025 году при нынешних темпах», - заявил он.

По словам Никонова, Минобрнауки впервые начало серьезно заниматься вопросами содержания образования. «Я много лет в коллегии министерства, и должен сказать, что ни разу при прежнем руководстве не обсуждался вопрос содержания образования, то есть чему учить детей. И в том, что сейчас, впервые с 2003 года, эта тема возвращается в федеральные государственные образовательные стандарты, есть в том числе наши усилия. Я абсолютно поддерживаю предложение депутата Олега Смолина (КПРФ), выносить обсуждение этих вопросов на площадку Госдумы. Должен также напомнить, что был законопроект, подготовленный Ириной Яровой и вашим покорным слугой, который законодательно фиксировал возвращение содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт, но был отвергнут Правительством. Я думаю, здесь тоже тот случай, когда мы должны к этому вопросу вернуться», - обратился он к коллегам.

Что касается ЕГЭ – по этому вопросу разные фракции регулярно дискутируют – позиция комитета по образованию и науке проста: «Если кто-то предложит что-то более объективное и менее коррупциёмкое, чем ЕГЭ, мы готовы эти предложения рассматривать. Пока что все предложения, которые поступают, к сожалению, этим критериям не отвечают».

В сфере высшего образования законодательные приоритеты для фракции очевидны – необходимо совершенствовать механизмы целевого приема (об этом шёл разговор с Председателем Правительства, депутаты ждут законопроекта), создавать базовые учебные подразделения не по основному месту расположения вузов, а, например, на промышленных предприятиях, в научных организациях (также готовятся законодательные инициативы).

Предстоит большая работа, чтобы улучшить положение отраслевых вузов. «Наше обращение к Председателю Правительства услышано, но, тем не менее, проблемы существуют очень большие, главная заключается в том, что, даже по нынешним нормативам отраслевые вузы недофинансированы на 46 млрд рублей», - обратил внимание Никонов.
 
Отдельная задача – дебюрократизация системы образования, на что также указывали представители оппозиционных фракций.

«Нужно законодательно ограничить право органов власти разного уровня запрашивать у образовательных организаций ту информацию, которая имеется на их сайтах – это 85% всей запрашиваемой ими информации», - отметил он.

В заключение Никонов сказал, что самый сложный вопрос – это бюджет. «Система образования недофинансирована, и здесь мы абсолютные союзники с Минобрнауки. Как говорил Дмитрий Иванович Менделеев, образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости и опытности. Расходы на образование – самое надежные инвестиции в будущее», - выразил глава комитета позицию фракции.


главное

Сергей Неверов: День Конституции – символ сильной и независимой России, страны со славным прошлым и великим будущим

Заместитель Председателя Государственной Думы, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» принял участие в антикоррупционной акции Торгово-промышленной палаты.

Андрей Исаев: История – это не только наука о прошлом, но и возможность предвидеть будущее

В Государственной Думе в рамках международной акции «Тест по истории Отечества» депутаты Госдумы, студенты, члены Молодежного парламента сдают тест на знание истории России.

Депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» сдали тест на знание истории Отечества

Масштабная образовательная акция, приуроченная ко Дню Героев Отечества, организована Молодежным парламентом при Государственной Думе. В этом году к ней присоединятся жители всех регионов России и более 30 стран мира. Предполагается, что в тесте примут участие более 350 тысяч человек.

архив