Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Владимир Плотников: Тормозящие развитие кооперации на селе противоречия в законах необходимо устранить

В среду, 14 ноября, в Госдуме состоялись парламентские слушания «Законодательные аспекты развития сельскохозяйственной кооперации», организованные комитетом по аграрным вопросам. В них приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, руководство Минсельхоза, «Росагролизинга», Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, региональные депутаты, представители кооперативных союзов и ассоциаций, аграрии из разных регионов страны, научные работники, эксперты.

Развитие сельскохозяйственной кооперации является одним из стратегических приоритетов, обозначенных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года №204. Некоммерческие объединения сельскохозяйственных организаций, фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств имеют ряд преимуществ перед отдельно работающими хозяйствующими субъектами. Это улучшение доступа малых и средних сельхозпредприятий к рынкам сбыта, современной технике и технологии, повышение конкурентоспособности и доходности участников кооперации.

Минсельхозом России разрабатывается федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» (в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы») с общим объемом финансирования в размере 37,4 млрд рублей на период до 2024 года. Вместе с тем, существует немало проблем и противоречий в российском законодательстве, в ряде подзаконных актов и инструкций, которые препятствуют развитию кооперации на селе. На них в ходе своего выступления подробно остановился Первый заместитель Председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Плотников.

Для совершенствования законодательства о кооперации парламентарий предложил создать постоянно действующую межведомственную рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон.

«Как говорил наш великий ученый А.В. Чаянов, которого мы часто цитируем, кооперативные объединения позволяют небольшим хозяйствам пользоваться теми преимуществами, которые имеют крупные хозяйства. Наша задача – всемерно развивать кооперацию», – заявил Плотников.

Все развитые страны мира, подчеркнул депутат, уже объединили своих сельхозтоваропроизводителей в кооперативы. Например, свыше 80% всех товаропроизводителей Евросоюза находятся в кооперативных объединениях. В России же в настоящее время только 2% фермеров являются членами кооперативов. В ряде регионов, например, Мурманской, Магаданской, Еврейской областях, Камчатском крае, нет ни одного кооператива. 

Владимир Плотников выделил два основных «тормоза» развития сельскохозяйственной кооперации в нашей стране: противоречия в законодательстве и отсутствие понимания, что кооперация – это, действительно, тот ресурс, который позволяет увеличить производство и развивать сельские территории.

«Один из примеров – ст. 50 Гражданского кодекса РФ, которая, на наш взгляд, нарушает основополагающие принципы кооперации. Она запрещает распределять доходы между членами кооператива. Убытки распределяются между членами, а доходы - нет. Депутаты из аграрного комитета Госдумы подготовили поправку, которую поддержали Минсельхоз и Центробанк. Однако Минюст дал отрицательный отзыв, и его позиция легла в основу заключения Правительства. Нам непонятен такой подход. На наш взгляд, он противоречит тем целям, которые поставлены в Указе Президента», – сказал первый замглавы комитета Госдумы.

Во-вторых, продолжил Плотников, само понятие кооперации в законодательстве трактуется по-разному. При этом во всех научных работах прописано, что это некоммерческая организация. 

«Ст.123.1 ГК РФ тоже препятствует развитию кооперации, потому что потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц. Юрлица, согласно этой статье, кооперативы создавать не могут. Почему? У нас десятки тысяч фермерских хозяйств являются юридическими лицами, и мы должны все сделать для того, чтобы вовлечь их в кооперативное движение, они – основной фундамент, который объединяет небольшие хозяйства. Таким образом, эта формулировка является барьером для создания кооперативов второго и третьего уровня», – отметил депутат.

По словам Плотникова, существенной доработки требует норма, регулирующая деятельность сельхозкооперативов в Налоговом кодексе. «В частности, в ст. 342 п.2 говорится, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы признаются сельхозпроизводителями, если доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, а также от выполнения работ членов данного кооператива составляет не менее 70%. А в законе о развитии сельхозкооперации норма 50%. В законе о развитии сельского хозяйства – тоже 70%. Такие противоречия надо устранить, прописать одну цифру, чтобы никто не спекулировал на этом», – считает он.

«Что касается освобождения от налога на прибыль: сельскохозяйственные организации освобождены от уплаты этого налога, а кооперативы платят. Помимо прочего, налог на прибыль взимается с имущества, даже с того, которое безвозмездно передается кооперативу, и даже со средств, направленных на формирование резервов. Еще одна чувствительная тема – взимание налога на добавленную стоимость. Также особое внимание привлекает вопрос о выплате дивидендов, получаемых членами сельхозкооперативов», – указал парламентарий.

Владимир Плотников призвал участников парламентских слушаний выработать единый подход, единое понимание вопросов, связанных с развитием кооперации. «Нам надо создать «дорожную карту» и поэтапно решать существующие правовые проблемы, потому что кооперация – это очень мощный ресурс для увеличения производства аграрной продукции, расширения каналов сбыта, снижения издержек, повышения доходности, развития сел, хуторов и деревень», – заключил он.

Депутат Госдумы от Вологодской области, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Евгений Шулепов убежден, что заниматься развитием кооперативов необходимо вместе с развитием села.

«В материалах парламентских слушаниях есть тезис, что сегодня наблюдается сокращение числа кооперативов на селе. За последние 15 лет мы потеряли более 20 тыс. деревень. Убежден, что заниматься развитием сельскохозяйственных кооперативов необходимо только вместе с развитием села. Об этом говорит и опыт Российской империи, и опыт Советского Союза. Нам необходимо разработать и принять новый национальный проект развития сельских территорий, в основе которого должна лежать кооперация. Кооперативное начало очень близко русскому человеку и русскому характеру, кооперация является самой свободной, равноправной, справедливой и эффективной формой организации труда», – заявил он.

По словам Шулепова, первое, что необходимо сделать – на федеральном уровне на постоянной основе вести мониторинг происходящих изменений в регионах, давая им оценку. Второе: нужны долгосрочные и реальные стратегии развития сельских территорий, каждого поселения, учитывающие все ресурсы, имеющиеся на территории, содержать бизнес-планы. «Люди, живущие на земле, должны видеть свои перспективы. Эти стратегия должны быть разработаны вместе с главами поселений, кооперативы могут сыграть в этом решающую роль», – считает депутат. Третье – необходимо переходить от бюджетного планирования к более эффективному стратегическому планированию. Сначала стратегия – потом ресурсы. Четвертое: на законодательном уровне придать и закрепить за сельской местностью особый статус социально-экономического развития. Также парламентарий высказался за введение налоговых преференций для сельхозпроизводителей и предложил задуматься о создании федерального агентства либо министерства по развитию сельских территорий – подобные структуры действуют в ряде стран.  

Также Евгений Шулепов сообщил, что депутатами Госдумы подготовлен ряд законопроектов, они находятся на рассмотрении палаты и касаются снижения административной нагрузки на кооперативы, упрощения финансовой устойчивости кооперативов. Правительством и Центробанком данные инициативы поддержаны. Кроме того, в декабре 2017 года при комитете Госдумы по финансовому рынку был создан Экспертный совет по небанковским финансово-кредитным организациям и кредитной кооперации.



главное

Госдума приняла закон, усиливающий контроль за использованием бюджетных средств на региональном и местном уровнях

Документ единогласно принят в итоговом третьем чтении. Законопроект стал восьмитысячным принятым законопроектом в истории Государственной Думы.

Владимир Бурматов: Предпринимаются меры по сокращению тарифа для граждан за вывоз отходов

Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в закон об отходах, предполагающие создание многоуровневого страховочного механизма для недопущения мусорного коллапса в регионах.

Депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» озвучили предложения по привлечению кадров в сельскую местность

Участники парламентских слушаний в Госдуме обсудили вопросы социальной поддержки и правовой защищенности работников агропромышленного комплекса.

архив