Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Участники парламентских слушаний предложили перейти к балльной системе оценки вузов при выдаче им лицензий

О необходимости совершенствования модели государственной регламентации образовательной деятельности и приведения ее в соответствие современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям говорили участники организованных комитетом Госдумы по образованию и науке парламентских слушаний на тему «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения», которые состоялись в нижней палате парламента в понедельник, 12 ноября.

На мероприятии выступили представители Рособрнадзора, Министерства науки и высшего образования, других федеральных министерств, образовательного и научного сообщества, работодателей, законодательных органов субъектов РФ, Общественной палаты. Все вместе они выработали рекомендации, которые позволят повысить качество контрольно-надзорной деятельности, переориентировать ее на превентивные меры и общественно-полезные результаты проверок, снизить общую административную нагрузку на образовательные организации, оптимизировать документооборот, повысить экспертный потенциал проведения аккредитационных процедур.

Открывая парламентские слушания, Председатель комитета Госдумы по образованию и науке, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вячеслав Никонов отметил, что действующая система государственной регламентации позволила к настоящему времени вывести из сферы образования вузы, работающие с грубыми нарушениями, не соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам, обеспечить обучающимся предоставление реальных государственных гарантий на получение качественного образования.

«Вместе с тем, сфера лицензирования и аккредитации вызывает достаточно много вопросов и нареканий со стороны образовательных организаций, и относительно самой процедуры, которая сопровождается растущим количеством бюрократических процедур, причем не только связанных с государством. Сейчас активно развивается общественная аккредитация, общественно-государственная аккредитация, мониторинги, оценки качества образования, рейтингования и порой складывается впечатление, что оценивающих организаций у нас не меньше, чем образовательных», – отметил Никонов.

По словам Никонова, очень часто звучат мнения, что содержание процедур государственной регламентации в большей степени ориентировано на рассмотрение формальных характеристик образовательного процесса, чем на оценку результатов освоения обучающимися образовательной программы, уровня сформированных у них компетенций.

В вузах отмечают, что проведение любой процедуры проверки сейчас связано с необходимостью буквально «возить грузовиками документы».

«Возникает вопрос о дебюрократизации системы образования, который также связан с совершенствованием процедур государственной аккредитации. Нужно двигаться по пути того, чтобы российские вузы (и вообще все образовательные учреждения) как можно больше своей информации, запрашиваемой контролирующими и проверяющими органами, размещали на своих сайтах в открытом доступе», – считает глава думского комитета.

«Кроме того, существуют целые виды новой образовательной деятельности, с трудом подвергающиеся регламентации, ­– заявил Никонов. – Прежде всего речь идет об образовательных стандартах, используемых в таких организациях как «Сколково» и ряде наших университетов, которые сами разрабатывают свои образовательные стандарты».

Также, продолжил Вячеслав Никонов, есть вопросы относительно аккредитации программ с использованием дистанционного обучения, судьбы студентов, не успевающих доучиться в вузах, лишившихся лицензии. «Пожалуй чаще, чем другие, в Госдуме звучат вопросы, связанные с отсутствием аккредитации образовательных программ, которые являются для вузов непрофильными, но позволяют им выживать, – отметил парламентарий. – Поднятая нами сегодня тема вызывает серьезные общественные дискуссии, обсуждения, споры».

Действующую систему аккредитации необходимо корректировать, уверен руководитель Экспертного совета по высшему образованию при комитете Госдумы по образованию и науке, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Гаджимет Сафаралиев.

«Сейчас она не отвечает задачам контроля за качеством образования, требующим высокой гибкости образовательных программ и ориентации на реальные результаты вузов. В принципе, любая система должна меняться, и меняться она должна таким образом, как меняется само образование, отвечая на вызовы времени. В существующей системе контроля за образованием не расставлены приоритеты, не учитываются интересы обучающихся и системы образования в целом, отсутствует прозрачность процедур государственной аккредитации вузов, несовершенен подход к отбору экспертов для проведения аккредитационной экспертизы – многие сотрудники научных вузов не участвуют в этой системе. Высока бюрократическая нагрузка. Фактически отсутствует возможность исправления замечаний экспертов, выявленных в процесс госаккредитации», – перечислил он.

Созданный при комитете экспертный совет, подробно изучив проблему, предлагает включить в проект рекомендаций парламентских слушаний ряд предложений, сообщил Сафаралиев.

«Мы считаем, что при проведении государственной аккредитации нужно использовать дифференцированный подход к образовательным организациям и образовательным программам. Это позволит сократить количество подконтрольных субъектов, отойти от всеобъемлющего контроля, сделать работу более точечной. Проверки необходимо проводить в зависимости от степени риска работы организации, с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском в сферу саморегулирования. Необходимо сформировать разные методики проверки, в зависимости от уровня университета. Например, базовая, средняя, продвинутая», – перечислил депутат.

Кроме того, члены экспертного совета считают, что необходимо переходить от только жестко регламентированных бинарных оценок по принципу «соответствует – не соответствует» к системе, включающей в себя инструменты «шкалированных оценок» и «развивающего контроля». «Переход от бинарной шкалы оценки качества к балльной, градуированной позволит учитывать разную степень выполнения образовательной организацией требований к качеству образовательных программ», – отметил Сафаралиев.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству России рассмотреть вопрос о создании Национального совета по вопросам аккредитации образовательной деятельности из представителей органов государственной власти, ведущих университетов, РАН, профессиональных ассоциаций, объединений работодателей, экспертного сообщества. Рассмотреть вопрос о проведении эксперимента по разработке и апробации усовершенствованной модели оценки качества высшего образования. Организовать разработку критериев оценки качества образования, системы показателей, по которым будут оцениваться образовательные организации. Закрепить нормативно использование открытых данных в качестве основного источника информации о деятельности вуза.

Российскому союзу ректоров рекомендовано поручить ведущим вузам направить экспертов для участия в работе аккредитационных комиссий, формируемых Рособрнадзором, а также провести широкое обсуждение в вузовском сообществе рекомендаций, выработанных в ходе состоявшихся в Госдуме слушаний.



главное

Госдума приняла во втором чтении законопроект о паллиативной помощи

Законопроектом, а также поправками ко второму чтению, решены вопросы взаимодействия медицинских и социальных организаций, обезболивания, введено понятие информированного добровольное согласия пациента, нуждающегося в паллиативной помощи, а в понятие «паллиативная помощь» внесено оказание психологической и духовной помощи; предметом дальнейшего контроля депутатов остаются вопросы оказания паллиативной помощи по месту пребывания и оказания помощи членам семьи.

Сергей Боярский: Распространение общественно значимых недостоверных сведений – очень опасный инструмент для дестабилизации общества

Выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ходе пленарного заседания, парламентарий подчеркнул, что распространение «фейков», аналогичных информации о запрете покупки авто без наличия парковочного места, беспокоит людей, которым часто сложно отличить в информационном потоке ложь от правды, и призвал журналистов не злоупотреблять своими возможностями и доверием читателей.

Вячеслав Никонов: Центр силы сместился с Запада на Восток, именно там будут определяться принципы будущего мирового порядка

По мнению депутата фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», это будут принципы не «Мюнхена», а БРИКС и ШОС, основанные на национальном суверенитете и уважении взаимных интересов.

архив