Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Пленарные заседания Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Реформу контрольно-надзорной деятельности необходимо нацелить на защиту интересов граждан и бизнеса, считают в Госдуме

Заседание рабочей группы по законопроекту «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

ФОТОРЕПОРТАЖ

Профильные комитеты Госдумы в понедельник, 12 февраля, концептуально поддержали подготовленный Правительством проект закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», однако нашли в нем ряд серьезных недочетов. Нормы подготовленного по поручению Президента закона, предусматривающего реформу контрольно-надзорной деятельности в РФ, должны быть работающими, не позволяющие чиновникам субъективно подходить к их реализации заявила Председатель думского комитета по контролю и Регламенту, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ольга Савастьянова на заседании рабочей группы, созданной с экспертами и профсообществом для обсуждения законопроекта и согласования его положений к первому чтению.

Правительство разрабатывало законопроект с 2015 года. Он был внесен в Госдуму и прошел обсуждение в рамках парламентских слушаний. Соисполнителями по нему назначены шесть думских комитетов.

Савастьянова выделила три основные группы замечаний: во-первых, комитеты указали на то, что из сферы контроля исключены многие важные сферы; во-вторых, несколько комитетов считают, что не стоит признавать 294-ФЗ утратившим силу; третья принципиальная позиция касается внедрения риск-ориентированного подхода в области культуры.

«Наша поддержка прежде всего означает готовность работать над реформой контрольно-надзорной деятельности. Сложившаяся система должна уйти в прошлое, потому что она, действительно, очень затратна, абсолютно неэффективна и вредна как для организаций, так и для экономики в целом. Мы разделяем подход, согласно которому основные цели и задачи – это безопасность наших граждан, качество продукции и услуг, радикальное снижение нагрузки на бизнес, создание более эффективной системы контроля и надзора, которая зависит не от количества проверок и штрафов, а нацелена на эффективность и результативность. Наша работа сосредоточена именно на том, как все эти благие намерения облечь в работающие и объективные нормы закона, не позволяющие нашим чиновникам субъективно подходить к их реализации», - заявила Савастьянова.

Парламентарии раскритиковали большое количество отсылочных норм в законопроекте и сошлись во мнении, что одна из его проблем кроется в самих подходах. «На наш взгляд, риск-ориентированный подход, в том числе в природопользовании, должен идти от проблемы, а не от степени профессиональной подготовки или репутации компании. Если мы видим, допустим, что 70% незаконной вырубки леса происходит в Иркутской области, то нам нужно будет прежде всего проверять там. Если мы пойдем только от проверяемых объектов, мы не достигнем главного», - считает Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Николай Николаев.

Кроме того, продолжил Николаев, законопроект начинается с огромного перечня исключений, в частности, рыболовства и сохранения водных биоресурсов, контроля за охраной недр при добыче полезных ископаемых и так далее, то есть тех сфер, которые нуждаются в реформе надзорной деятельности, и подход к выбору этих направлений непонятен. «Если мы делаем такое серьезное исключение, у нас будет одновременно работать две системы контрольно-надзорной деятельности», - указал он. 

Председатель комитета ГД по экологии и охране окружающей среды, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Бурматов, в свою очередь, отметил, что законопроект необходимо привести в соответствие с действующим законодательством в области охраны окружающей среды, чтобы исключить противоречия с действующими нормами в части экологического надзора при строительстве.

Бурматов добавил, что понятие «производственный объект» надо корректировать: по мнению депутатов, относить объекты охраны окружающей среды к производственным объектам некорректно.

Член комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Александр Максимов указал на необходимость уточнить понятийный аппарат законопроекта и в целом сузить сферу применения, ограничив его сферой ведения бизнеса, чтобы он не был «и для культуры, и для физкультуры».

«Вместе с тем, на наш взгляд, появилась реальная возможность создать в России своего рода кодекс российского бизнеса, по которому он будет жить. Впервые закладывается возможность уйти от галочно-палочной системы контроля и учета. В этом потенциал закона, и мы хотим, чтобы он был реализован», - заявил Максимов.

Выступая от комитета по образованию и науке, заместитель Председателя комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Любовь Духанина отметила, что поскольку представители сферы образования регулярно высказывают свое недовольство существующей системой контроля – жесткой, излишне тщательно контролирующей состояние текущих процессов и результатов, переход на риск-ориентированный подход рассматривается как возможность создания иной, более эффективной, системы контроля.

«Мы готовы рассмотреть вопрос об исключении из системы лицензирования дополнительного образования, оставив государственный надзор. Потому что это препятствует развитию в том числе системы неформального образования, от которой сегодня требуется гибкость, чтобы, в частности, отвечать потребностям цифровой экономики», - заявила она.

Аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова согласилась с тем, что над формулировками закона необходимо работать.

«Наша задача – максимально учесть все замечания, высказанные профильными комитетами, в том числе чтобы не упустить все нюансы и тонкости по отраслевым видам контроля (надзора)», - сообщил присутствующий на заседании министр Открытого правительства Михаил Абызов.

На данный момент в РФ на федеральном уровне реализуется 190 видов государственного контроля и надзора. Полномочия по ним имеют 44 органа исполнительной власти. «По сути дела, государственный контроль и надзор пронизывает всю работу государственного аппарата, более 300 тысяч человек, включая территориальные подразделения, работают по контролю за исполнением обязательных требований, которые сегодня установлены в рамках отраслевого и общего законодательства», - отметил он.

По словам Ольги Савастьяновой, на заседании комитета по контролю и Регламенту законопроект планируется рассмотреть 19 февраля. Она отметила, что проект постановления, который будет подготовлен для рассмотрения депутатами, должен содержать основные проблемы и тематические направления, требующие проработки.


главное

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» соберет глав своих фракций на форум в августе

Законодательные инициативы региональных депутатов, представляющих «ЕДИНУЮ РОССИЮ», будут прорабатываться в так называемом нулевом чтении специальной комиссией при Совете руководителей фракций партии.

Андрей Исаев: Правительству будет предложено отчитываться перед Госдумой о реализации закона о мерах воздействия на недружественные шаги США

Соответствующая поправка будет подготовлена ко второму чтению законопроекта, сообщил парламентарий по итогам заседания Совета по законотворчеству при Председателе Госдумы, кроме того, будет предусмотрена замена конкретных отраслей поименованных в законе на виды экономической деятельности и подготовлен ряд других поправок.

Александр Жуков: Правительство РФ внесет в ГД заключение по рискам в рамках проекта о контрсанкциях

В ГД ждут до 3 мая подробное заключение Кабмина с расчетами по различным товарным группам и возможным рискам – палата хочет четко представлять себе о тех последствиях, которые несут в себе такого рода меры для российской экономики.

архив