Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Государство уделяет серьезное внимание развитию рынка газомоторного топлива

Павел Завальный: Государство уделяет серьезное внимание развитию рынка газомоторного топлива
Комитет Государственной Думы по энергетике в пятницу, 22 февраля, провел круглый стол на тему «Законодательное обеспечение расширения использования газомоторного топлива, в том числе в виде сжиженного природного газа».

Расширение применения газомоторного топлива (ГМТ) – одно из важнейших направлений развития мировой газовой индустрии. За последние 10 лет потребление газа в мире выросло на 20%. По экспертным оценкам, к 2040 г. газ будет единственным ископаемым топливом, доля которого среди первичных энергоносителей вырастет, достигнув уровня 5,4 трлн. куб. м. Наибольшее влияние на объемы потребления газа окажут энергетика и транспорт. Потребление газа на транспорте к 2040 году может вырасти на 160% и достигнуть 360 млрд. куб. м. Такие перспективы обусловлены экономическими и экологическими преимуществами природного газа  в сравнении с бензином и дизельным топливом.

Как отметил Председатель комитета, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Завальный, открывая мероприятие, отметил, государство уделяет серьезное внимание поддержке развития ГМТ. Работа эта началась в 2013 году с утверждением соответствующих нормативных документов на уровне Президента и Правительства РФ. Россия в последние годы демонстрирует определенную динамику в сфере применения газомоторного топлива. Возросли темпы строительства инфраструктуры для транспорта на ГМТ: темп прироста объектов газозаправочной инфраструктуры в 2017 году в России составил 12%, сегодня по стране действует 380 заправок АГНКС. Если в 2000 году реализовано 82 млн. куб. м, то по итогам 2018 года - 624 млн. куб. м. Также увеличивается количество автотехники, работающей на ГМТ, сегодня оно составляет более 100 тысяч единиц. Однако эти цифры существенно отстают от закладывавшихся 5 лет назад целевых показателей. И, если темпы развития останутся на этом же уровне, то амбициозные ориентиры 2030 - рост объема потребления газа на транспорте с сегодняшних 624 млн. куб.м. до 11 млрд., количества заправок – с 380 до 2300, количества транспортных средств на ГМТ и СПГ – со 100 тысяч до 700 – могут так и остаться лишь на бумаге.

Сегодня развитие ГМТ сдерживается недостаточным количеством заправок, отсутствием объектов инфраструктуры заправки сжиженным природным газом; ограниченным производством газомоторных автотранспортных средств и отсутствием серийного производства других видов техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива; недостаточным развитием сети сервисных центров по обслуживанию газомоторных транспортных средств; низкой заинтересованностью предприятий в переводе транспорта на газомоторное топливо из-за возникающих затрат; нормативными ограничениями, сдерживающими развитие газозаправочной инфраструктуры.

«Снятие этих проблем невозможно без активной государственной поддержки и стимулирования – это подтверждает и международный, и наш собственный опыт. Сегодня мы стоим на пороге нового этапа развития сферы ГМТ, в том числе, и в части развития нормативной базы. Поэтому важно подготовить качественные и конкретные рекомендации, которые можно будет внести в готовящиеся документы», - подчеркнул Завальный.

Статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко озвучила самые свежие решения, касающиеся государственной политики в области поддержки ГМТ. Именно Минэнерго является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности в области развития рынка газомоторного топлива. Министерству было поручено разработать соответствующую программу.

В настоящее время эта работа активно ведётся. В декабре 2018 г. была одобрена концепция подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Минэнерго ведет ее разработку и весной этого года до начала очередного бюджетного процесса внесет ее в Правительство. Уже подготовлен и внесён в Правительство Российской Федерации проект дорожной карты по развитию рынка газомоторного топлива в 2019-2024 гг.

Вчера на совещании у курирующего вице-премьера Дмитрия Козака состоялось ее обсуждение, в целом одобрены все основные положения, в течение ближайшего времени дорожная карта будет доработана в АПРФ. Также были обсуждены механизмы финансирования в 2019 году первоочередных  мероприятий  по созданию инфраструктуры и оборудования. Оба документа основываются на реализации ключевых направлений – обязательных элементах создания рынка газомоторного топлива именно как рынка.

Член комитета Государственной Думы по энергетике, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Юшаа Газгиреев в своем выступлении обозначил основные экологические и экономические преимущества газомоторного топлива в виде СПГ. СПГ на транспорте позволяет уменьшить габариты системы хранения топлива, увеличить грузоподъемность и запас хода от одной заправки, снизить содержание вредных выбросов, увеличить моторесурс двигателей автомобилей и снизить уровень шума. Большие перспективы связаны с применением ГМТ, в том числе, СПГ, не только для автотранспорта, но и для железнодорожного транспорта, сельскохозяйственной и большегрузной карьерной техники, бункеровки морских и речных судов. Существуют конкретные целевые  показатели в этой области, поставленные как на уровне министерства транспорта, так и на уровне компаний. Однако, для создания российских транспортных средств на СПГ, заправочных модулей и сервисной инфраструктуры требует не только стимулирования, в том числе, финансового, но и актуализации технических требований.

Начальник управления «Газпрома» Юрий Хмелевский ведущего активную работу по развитию  рынка газомоторного топлива России, обрисовал  текущее состояние и перспективы. Так, общее число АГНКС по итогам 2018 года превысило 420 единиц, 296 из которых принадлежит компаниям Группы Газпром. В 2018 г. в 18 субъектах Федерации введено в эксплуатацию 24 объекта газозаправочной инфраструктуры. Между «Газпромом» и субъектами Федерации заключено 59 соглашений о развитии рынка газомоторного топлива, 46 из которых предусматривают обязательства со стороны регионов России по загрузке существующей и строящейся газозаправочной инфраструктуры. В 2019 г. в 28 субъектах Федерации «Газпром» планируется приступить к строительству 81 объектов газозаправочный инфраструктуры. Строительство и ввод в эксплуатацию АГНКС будет проводиться синхронизированно с расширением парка техники, потребляющей метан в качестве топлива. Газпром переводит на ГМТ собственный транспорт, сотрудничает в этой сфере с крупными компаниями, владеющими большим транспортным  парком, в том числе, железнодорожным и водным, ведет работу по разработке отечественного оборудования, необходимого для развития газомоторной инфраструктуры, проводит мероприятия по популяризации ГМТ.

Заместитель генерального директора «Газпром газомоторное топливо» Денис Воробьев озвучил предложения по законодательной поддержке развития ГМТ, особенно, в части стимулирования потребителей к переходу на ГМТ. Так, предлагается распространить на газомоторные автомобили преференции, существующие и принимающиеся в пользу электромобилей. Также ООО «Газпром газомоторное топливо» совместно с Российским газовым обществом разработало поправки в законодательство об автомобильных дорогах, касающиеся освобождения транспорта на ГМТ от платы за передвижение по платным дорогам и в рамках системы «Платон». Также необходимо дополнительные стимулы для перевода на ГМТ общественного пассажирского транспорта. Нуждается в скорейшем законодательном регулировании проблема выделения земельных участков для размещения объектов газозаправочной инфраструктуры. Для развития сельхозтехники на ГМТ нужно внесение изменений в технические регламенты ЕАЭС.

Начальник управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве РФ Виктория Гимади обратила внимание участников мероприятия на то, что сегодня основным фактором прироста  транспортного парка на ГМТ является переоборудование автомобилей, а не приобретение новых. Это делает необходимым упрощение связанных с этим процедур, которые сегодня зачастую сложны и непонятны для потенциальных потребителей. Заодно это поможет наладить более точный учет количества автотранспорта на ГМТ. То же касается процедур, связанных с созданием инфраструктуры ГМТ – они  также сложны, занимают очень много времени и нуждаются в упрощении, которое позволило бы привлечь к этой работе малый и средний бизнес. При этом важно «не потерять» контроль над обеспечением безопасности. Отдельное внимание необходимо уделить нормативному сопровождению развития направления бункеровки судов. 

Помощник руководителя Администрации Президента РФ Кирилл Молодцов заявил, что пришло то время, когда отложенный в 2015 году вопрос о снижении  класса опасности для газозаправочных станций должен быть поднят вновь, причем именно законодателями. Практика уже показала, что такие  станции могут быть достаточно безопасны, и существующие сегодня требования к ним, основанные на присвоении им 4-го класса опасности, избыточны, и создают барьеры в создании инфраструктуры ГМТ. Также Молодцов предложил увязать на законодательном уровне поддержки программ газификации и программ развития ГМТ.

Эксперт Энергетического центра Бизнес-школы СКОЛКОВО Екатерина Грушевенко, продолжая тему использования зарубежного опыта стимулирования газомоторного топлива в России, отметила, что везде, где был достигнут ощутимый успех, работало только комплексное, одновременное  стимулирование и производителей, и потребителей, в том числе, на региональном и муниципальном уровнях, максимальное использование инструментов экологической политики и, что часто недооценивается, работа над улучшением имиджа природного газа для среднестатистического потребителя, который его попросту боится. 

Генеральный директор «Газпром СПГ технологии» Константин Белоусов озвучил проблемы, связанные с расширением применения СПГ на транспорте. Прежде всего, речь идет о недостаточности нормативно-технического регулирования, которое не дает строить комплексы малотоннажного производства и выдачи СПГ так, чтобы это было эффективно и удобно для потребителей. Требуется актуализация всей научно-технической документации в сфере малотоннажного СПГ, совершенствования ГОСТов и  требований по безопасности.

Большую дискуссию вызвало предложение генерального директора «КриомашГаз» Романа Шультиева о введении льгот по экспорту малотоннажного СПГ для поддержки российских производителей на тот период, пока в России нет достаточного рынка техники на СПГ, который позволял бы им окупать их затраты. Павел Завальный счел такое предложение обоснованным.

Заместитель начальника Департамента технической политики РЖД Олег Назаров, обрисовав состояние и перспективы развития ГМТ на железной дороге, сообщил, что ускорить его могли бы долгосрочная определенность или некая система субсидий по ценам на газ, а также распространение системы преференций для машиностроительных предприятий, производящих  автомобильную газомоторную технику, на те, что  создают железнодорожную технику.

Директор по газомоторной технике «КАМАЗа» Евгений Пронин  озвучил проблемы несовершенства нормативной базы в сфере эксплуатации автотехники на природном газе, главным образом, связанные с устаревшими избыточными требованиями по безопасности даже не самой техники, а инфраструктуры, зданий и сооружений. По сути, это делает программы по переводу транспорта на газ экономически неэффективными даже для крупных мощных компаний. Необходима актуализация всех документов с учетом международного опыта.

Заместитель Председателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ) обозначил перспективы внедрения ГМТ для карьерной техники с учетом роста угледобычи, причем, главным образом, открытым способом, с использованием гигантских самосвалов. Сегодня такая техника работает на дизельном топливе, что экономически и экологически невыгодно. В Кузбассе реализуется частным бизнесом пилотный проект перевода самосвалов на СПГ, и он уже дал 15% экономии стоимости топлива, снижение загазованности разрезов, сокращение хищений топлива. Автор проекта, исполнительный директор «Сибирь-Энерго» Денис Сницкий, сообщил, что сегодня только у этого предприятия уже есть патент на двигатель для крупнотоннажной техники, работающей на СПГ. В принципе высоко оценивая перспективы бизнеса, он полагает, что важно обеспечить поддержку проектов по переводу карьерной техники на СПГ на федеральном и у ровне и на уровне Союзного государства и разработать инструменты для стимулирования производителей и потребителей СПГ на транспорте в части налогообложения и льготного кредитования.

Предложения, озвученные в ходе дискуссии, войдут в рекомендации комитета Государственной Думы по энергетике в адрес профильных органов исполнительной власти по итогам круглого стола.


главное

Андрей Исаев: 1 июня на совещании с Минпромторгом поднимем вопрос реализации программы закупки автомобилей для проезда врачей в удаленные местности

Данная программа в нынешних условиях непременно должна быть доведена до конца, подчеркнул Первый замруководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по итогам совещания с депутатами Госсовета Удмуртской Республики: все регионы, которые участвуют в ней, в том числе, Удмуртия, должны получить автомобили для врачей и обеспечить доступность медицинской помощи.

Адальби Шхагошев: Депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» законодательно поддержат развитие туристической отрасли

Депутаты межфракционной группы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обсудили с руководителем Ростуризма Зариной Догузовой меры по поддержке туризма в России в сложившихся после пандемии коронавиурса условиях.

В Госдуме попросили Правительство ускорить предоставление информации о выплатах медикам

Комитеты Госдумы по охране здоровья и по контролю и Регламенту попросили Минздрав до 1 июня дать ответ на запрос Госдумы о методике расчета и порядке осуществления выплат медикам, чтобы депутаты смогли использовать полученную информацию в ходе рабочих поездок в регионы уже с начала следующей недели.

архив